217
Закупки

Все, что вы не знали о банковских гарантиях

Всем, кто участвует в закупках, известно, что банковская гарантия - это письменное обязательство гаранта уплатить бенефициару денежную сумму по предъявлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. В некотором смысле это возможность бенефициара получить денежную компенсацию в случае неисполнения контракта, не обращаясь в суд. Более того, банковская гарантия является обязательным условием для заключения государственного контракта.

Рынок банковских гарантий

Основные виды банковской гарантии - это: тендерная гарантия, гарантия возврата авансового платежа, гарантия исполнения контракта, гарантия платежа, таможенная гарантия, налоговая гарантия и другие. Рынок банковских гарантий сейчас является рынком покупателя. Участники государственных контрактов получают огромное количество предложений по получению банковских гарантий, после победы в закупке на компанию буквально обрушивается шквал звонков от брокеров с выгодными предложениями. 

При таком разнообразии выбора важно помнить, что с 1 июля вступило в действие постановление правительства, в соответствии с которым выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов могут только банки с наличием собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн. руб. и кредитным рейтингом не ниже уровня "B-(RU)". Перечень этих банков есть на сайте Минфина и регулярно обновляется.

Такое требование актуально для контрактов, заключаемых по 44-ФЗ, и, к сожалению, оно все чаще возникает при заключении контракта по 223-ФЗ. Хотя однозначного требования к банкам для выдачи гарантий по 223-ФЗ нет, заказчики в своих положениях о закупках указывают о необходимости предоставить гарантию именно от банка, удовлетворяющего требованиям правительства. 

Стоимость банковских гарантий

Стоимость банковских гарантий зависит от размера обеспечения покрываемых гарантий. Сейчас рыночная ставка по банковским гарантиям находится в зоне от 3% годовых. Существуют и более интересные предложения, связанные с дополнительным обеспечением либо другими специальными условиями. Как правило такие предложения бывают либо от очень крупных, либо от очень странных банков, так что необходимо быть бдительными. 

Взгляд на банковские гарантии со стороны банка

На рынке банковских гарантий банку отведена роль «спецслужбы», которая обязана до выпуска банковской гарантии удостовериться в благонадежности клиента. Необходимо осуществить проверку действительности ведения хозяйственной деятельности, определить финансовое состояние организации, в соответствии с этим сформировать определенные резервы в ЦБ и убедиться, что данная компания не относится к компаниям-однодневкам. 

Вот список лишь некоторых проверок, которые обязан совершить банк в отношении организации-клиента в соответствии с требованиями Центрального банка: 

  • отсутствие задолженностей у компании по обязательствам
  • отсутствие действующих исков арбитражных судов
  • отсутствие задолженностей перед федеральными бюджетами
  • отсутствие сведений о клиенте в реестре недобросовестных поставщиков
  • находится ли компания в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства
  • находится ли юридический адрес в базах массовых регистраций адресов 

Банк осуществляет проверки лишь тогда, когда получает реальную заявку на реальную банковскую гарантию. Заниматься этим предварительно банк не имеет возможности, так как это крайне трудозатратно. 

Причины отказа в получении банковской гарантии

Кроме перечисленных выше проверок бывают и другие, некоторые кажутся даже смешными. Приведем несколько примеров.

Клиент хотел получить банковскую гарантию, потом было установлено, что на момент подачи заявки паспорт учредителя кампании был не валиден. На тот момент паспорт уже был найден, но в МВД он все еще числился в розыске. Если бы заявка кампании попала в банк без предварительной оценки данного риска, то служба безопасности банка зафиксировала бы эту проблему и отказала бы.

Также распространенной причиной отказа является неожиданная блокировка операции по расчетному счету. Клиент обратился за получением гарантии, но у него была выявлена блокировка по счету на сумму 1114 рублей 60 копеек - недоимка по налогу, о которой главный бухгалтер не доложила генеральному директору кампании, так как боялась увольнения. Это привело к блокировке операции по счету, а банк был не в состоянии выдать банковскую гарантию, потому что существует однозначное требование центрального банка, что кампании, у которых заблокированы операции по счету не могут получать банковские гарантии.

Обязательно проверяйте наличие исполнительных делопроизводств на должностных лиц компании, например, штрафы ГИБДД. Клиент обычно считает, что такие ситуации не имеют отношения к исполнению госконтракта, но служба безопасности банка смотрит на это иначе. 

Как избежать отказа в получении банковской гарантии

Самое важное – обнаружение подобных проблем и быстрое реагирование. Категорически нельзя допускать отправления заявки в банк до урегулирования, иначе банк может легко вам отказать. Если вы обращаетесь в специализированную организацию для получения банковской гарантии, для вас заранее проводятся проверки, аналогичные банковским. 

Вы всегда можете заранее сходить в УФМС и получить подтверждение в виде справки о том, что паспорт валиден, оплатить незначительные штрафы и налоги, чтобы разблокировать счет. В таком случае заявка будет воспринята банком позитивно, потому что их служба безопасности увидит, что проблемы, если они и есть – решаются, значит, с компанией можно сотрудничать. 

Если в вашей кампании имеются какие-то не устраненные проблемы или задолженности, а банк тем не менее выдает вам банковскую гарантию, задумайтесь, стоит ли вообще доверять подобному банку и приобретать у него гарантию.

 

Поделиться в соц сетях
phonecheckmarkfacebook2whatsapptelegramvkofficerefreshabcdefghijklmnopqrstu