• 24 мая 2021
  • 12:35
750
Финансы

Банковская гарантия на исполнение контракта: практические советы поставщикам

Банковская гарантия в обеспечение исполнения контракта (договора) оформляется только победителем закупки. Такая гарантия является, своего рода, страховкой для заказчика на случай, если поставщик (подрядчик, исполнитель) нарушит условия контракта или не выполнит их вовсе. Банк – гарант в этом случае возместит заказчику убытки (уплатит штрафные санкции), если поставщик исполнит контракт некачественно, несвоевременно или не в полном объеме.

Поставщик ограничен во времени: после победы в закупке у него есть всего несколько дней для предоставления банковской гарантии на исполнение контракта.

Так, если закупка проводится по правилам Закона №44-ФЗ, то банковская гарантия должна быть размещена победителем на электронной торговой площадке в течение пяти дней после размещения заказчиком проекта контракта в Единой информационной системе (п.3 ст. 83.2. Закона №44-ФЗ). 

Если закупка проводится в соответствии с Законом №223-ФЗ, то сроки и условия предоставления обеспечения исполнения договора прописываются в закупочной документации. 

Важно помнить, что контракт может быть заключен с победителем только после предоставления обеспечения исполнения контракта (ст. 96 Закона 44-ФЗ). Во избежание возможных проблем рекомендуем поставщикам воспользоваться следующими практическими советами.

Совет 1.  Заранее определиться со способом обеспечения исполнения контракта

Таких способов может быть несколько:

  • денежное обеспечение (путем внесения денежных средств) – как правило, целесообразно при небольшой сумме контракта, когда размер такого обеспечения, в случае изъятия его из оборота компании, не критичен для бизнес-процесса.
  • кредит: может быть интересен поставщику в случае отсутствия собственных средств. Кредитные средства поставщик может направить как на предоставление денежного обеспечения исполнения заказчику, так и на сам процесс выполнения контракта.
  • банковская гарантия в обеспечение исполнения контракта: такой способ является наиболее распространенным и целесообразным при существенной сумме и длительном сроке выполнения контракта (договора), отсутствии у поставщика возможности или желания высвобождать собственные средства из оборота в значительном размере.

NB! Если победитель закупки не предоставил обеспечение исполнения в срок, установленный для подписания контракта (договора), он считается уклонившимся от заключения договора.

Несвоевременное предоставление обеспечения исполнения может повлечь включение победителя в реестр недобросовестных поставщиков. Это, в свою очередь, существенно ограничит его возможности дальнейшего участия в закупках.

Если компания делает свой выбор в пользу банковской гарантии на обеспечение исполнения контракта, то важно учесть следующие нюансы. 

Совет 2. Проверить наличие выбранного банка в перечне Минфина

Если закупка производится по правилам Закона №44-ФЗ, то банковская гарантия может быть выдана только банком, вошедшим в перечень банков, которым Минфин РФ предоставил право на выдачу гарантий. 

Совет 3. Рассмотреть возможность заблаговременного установления лимита на предоставление банковской гарантии

Это позволит компании заранее узнать, выдаст ли банк банковскую гарантию в случае ее победы в закупке, а также ускорит выдачу банковской гарантии. При наличии утвержденного лимита (что является фактически одобрением), в пределах срока его действия банк, как правило, не осуществляет повторный анализ документов и может по факту обращения клиента оформить ее более оперативно.

Совет 4. Осуществлять взаимодействие с выбранным банком посредством электронного документооборота

Это снизит временные и прочие издержки поставщика.

Обмен документами (справками, выписками, отчетностью и иной документацией) поставщик и банк – гарант могут осуществлять как через системы дистанционного обслуживания, так и через электронную торговую площадку (в т.ч. ЭТП ГПБ).

После получения положительного решения о выдаче банковской гарантии производится заключение договора с банком, которое может происходить несколькими способами:

  • путем присоединения компании к Правилам или Условиям (Стандартам) банка, как правило, размещенным на сайте банка – гаранта. 
    Датой заключения договора в этом случае будет считаться дата принятия (акцепта) банком заявления компании на выдачу гарантии. То есть сам факт подачи заявления предполагает, что поставщик ознакомлен с Правилами (Стандартами) банка и согласен с данными условиями.
  • путем заключения отдельного соглашения договора о предоставлении банковской гарантии. 

Совет 5. Всегда проверять соответствие банковской гарантии требованиям заказчика, указанным в закупочной документации 

Для удобства проверки может быть предложен чек-лист, рассмотренный в статье «Чек-лист для проверки банковской гарантии поставщиком». Положительная проверка по показателям позволит поставщику (участнику закупки) исключить возможные риски. Несоответствие хотя бы одного условия в тексте банковской гарантии дает заказчику право признать ее ненадлежащей и отказать победителю в ее принятии.

Финансовый супермаркет ЭТП ГПБ делает процесс оформления банковской гарантии на обеспечение исполнения контракта максимально комфортным и доступным. Пользователю не нужно самостоятельно отправлять заявки в несколько банков: достаточно сформировать стандартный пакет документов, установив необходимые параметры, который одновременно будет направлен сразу в несколько банков. 

 За счет широкого перечня банков-партнеров, поставщики с помощью Финансового супермаркета ЭТП ГПБ получают уникальную возможность:

  • сравнивать предложения и выбирать из них наиболее подходящее,
  • получить банковскую гарантию на самых выгодных условиях, не покидая офиса;
  • заключить с банком-гарантом договор дистанционно и оперативно, с минимальными затратами (минимум документов, без залога и поручительств).   
Поделиться в соц сетях