• 15 февраля 2021
  • 09:29
768
Финансы

Банковская гарантия или «живые» деньги?

Банковская гарантия – один из самых востребованных финансовых инструментов в закупках. Существует несколько вариаций банковской гарантии – на обеспечение заявки на участие, на исполнение контракта, на авансовые платежи, на исполнение гарантийных обязательств.

Суть самой банковской гарантии, независимо от перечисленных подвидов, состоит в том, что банк выступает в роли гаранта, позволяя поставщику не вносить в качестве обеспечения собственные или заемные средства. Банк обязуется выплатить заказчику определенный объем денежных средств в случае неисполнения поставщиком своих обязательств.

Что говорит закон?

Согласно 44-ФЗ, заказчик обязан выставить требование по обеспечению заявки на участие в конкурсе. И существуют жесткие регламенты расчета обеспечения, прописанные в ч. 16 ст. 44 Закона о контрактной системе.

Размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе должен составлять:

  • от одной второй процента до одного процента начальной (максимальной) цены контракта, если размер начальной (максимальной) цены контракта составляет до двадцати миллионов рублей;
  • от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более двадцати миллионов рублей.

В рамках 223-ФЗ в отдельных случаях обеспечение заявки на участие не устанавливается. Заказчик имеет право установить его в рамках указанных законодательством норм, если НМЦК превышает 5 млн рублей, согласно п. 27 ст. 3.2 223-ФЗ.

Заказчик не устанавливает в документации о конкурентной закупке требование обеспечения заявок на участие в закупке, если начальная (максимальная) цена договора не превышает пять миллионов рублей. В случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает пять миллионов рублей, заказчик вправе установить в документации о закупке требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более пяти процентов начальной (максимальной) цены договора.

Также существует непосредственно обеспечение исполнения контракта поставщиком, выигравшим конкурс. Его нюансы, включая вопрос авансовых платежей, регулируются ст. 96 44-ФЗ.

Все три указанных выше варианта обеспечения можно предоставить не только при помощи «живых» денежных средств, но и при помощи банковской гарантии. В этом случае банк выступает в качестве гаранта, позволяя поставщику не изымать средства из оборота, а заказчика ограждая от последствий заключения контракта с неблагонадежным поставщиком. Также существует банковская гарантия на гарантийные обязательства, если таковые актуальны для поставленных товаров, работ или услуг.

Банковская гарантия или «живые» деньги?

В этом вопросе финансовые эксперты придерживаются разных мнений, однако единодушие проявляют в том, что всегда необходимо просчитывать все возможные обстоятельства. Если речь заходит о крупных контрактах, многие заказчики стараются выставить максимально возможный по закону размер обеспечения как заявок на участие, так и исполнения контракта. Подобная мера, в некоторой степени, позволяет им оградить себя от поставщиков с неустойчивым финансовым положением – далеко не каждая компания может изъять из оборота крупную сумму на период торгов или исполнения контракта.

Банковская гарантия помогает решить поставщикам эту проблему – несмотря на то, что получить ее бывает непросто, она служит выгодной заменой собственным или кредитным денежным средствам. В сравнении с кредитованием, банковская гарантия требует существенно меньших финансовых вложений, комиссия банка на БГ значительно ниже даже выгодных кредитных процентов. Кроме того, банковская гарантия служит своеобразным рекомендательным письмом, особенно если речь заходит о крупных суммах. Банки тщательно проверяют поставщиков, и сомнительной компании, не имеющей достаточного опыта или иных подтверждений способности выполнить контракт, гарантию просто не выдадут.

Реестр банковских гарантий

Банковскую гарантию может выдать отнюдь не каждый банк. Статья 45 Закона о контрактной системе содержит перечень требований к банкам, имеющим право выдавать банковские гарантии участникам закупок. В последнем списке таких банков, опубликованном 19 ноября 2020 года Минэкономразвития, числится 186 банковских организаций. 

В Законе о закупках, действовавшем до 2014 года было немало «белых пятен», и одним из них было как раз отсутствие реестра банковских гарантий, хотя такая возможность для обеспечения обязательств указывалась. Отсутствие реестра, к которому можно было бы обратиться для проверки подлинности банковской гарантии, привело к тому, что возникали злоупотребления, а иногда и попросту мошеннические действия на этом поле. Известны случаи, когда кредитные брокеры выдавали участнику закупок «банковскую гарантию», являющуюся недействительной или поддельной, и это выяснялось только в тот момент, когда наступало «раскрытие» гарантии, то есть, происходили обстоятельства, при которых должна была производиться выплата. Практика обращения к правоохранительным органам по таким делам, к сожалению, была не слишком обнадеживающей – зачастую все заканчивалось отказами в возбуждении уголовного дела по формальным основаниям.

Действующий реестр банковских гарантий навсегда закрыл возможность для мошеннических действий такого рода. В самом начале его существования мошенники пытались использовать лазейки в системе, однако оперативные действия по усовершенствованию реестра и изменению положений законодательства исключили возможность каких-либо манипуляций с гарантиями в базах данных. Теперь заказчик может проверить действительность банковской гарантии в реестре и убедиться в благонадежности поставщика.

Проблемные моменты и ошибки в банковских гарантиях

Законе о контрактной системе и Постановление Правительства РФ № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"» от 08.11.2013 содержат четкие указания касательно того, что должно быть и чего не должно быть в банковской гарантии для поставщиков. Но помимо норм указанных законов банки опираются также на гражданское законодательство и внутренние нормативы, а потому могут возникать разночтения. Как правило, они носят несущественный характер, но когда речь заходит о крупных закупках, заказчики изучают банковскую гарантию досконально, и малейшее несоответствие может стать причиной для отклонения заявки из-за отсутствия обеспечения. Или, если речь идет не о заявке, а об обеспечении контракта, поставщика могут обвинить в уклонении от заключения контракта и поместить в реестр недобросовестных поставщиков, что существенно усложнит его дальнейшее участие в сфере закупок.

На что следует обратить внимание при получении банковской гарантии? 

В первую очередь, необходимо убедиться в том, что бенефициар указан верно. Есть классический пример логической ошибки: закупка проводится уполномоченным органом, и при выдаче гарантии на обеспечение заявки он числится бенефициаром, однако последующий контракт заключается с заказчиком, а не с уполномоченным органом – важно проследить, чтобы в банковской гарантии в этом случае не было требования по заключению контракта с числящимся бенефициаром. Также стоит учитывать нюансы при совместной закупке, когда действуют одновременно несколько заказчиков и организатор закупок.

Следует уделить внимание и особенностям раскрытия гарантии. Некоторые банки пытаются включить в договор внушительное количество документов для подтверждения обоснованности выплаты, однако, согласно действующему законодательству, заказчик имеет право на бесспорное списание денежных средств в его пользу.

Куда обращаться в случае возникшего спора по несоответствиям в банковской гарантии? Этими вопросами занимается Федеральная антимонопольная служба, следовательно, необходимо обратиться в УФАС того региона, в котором находится заказчик, либо в ФАС России, если заказчик является федеральным органом власти. Также в ФАС России надлежит обращаться в том случае, если НМЦК превышает 1 миллиард рублей. К сожалению для поставщиков, практика показывает, что в случае наличия несоответствий ФАС встает на сторону заказчика, такое возможно даже при несущественных и легко исправимых отклонениях. 

Особенно тяжелыми могут быть последствия в случае если речь идет о банковской гарантии на исполнение контракта – поставщика могут признать уклонившимся от заключения договора и внести в реестр недобросовестных поставщиков. Занесение поставщика в РНП фактически означает, что в течение двух лет он сам и связанные с ним организации с теми же учредителями не могут принимать участие в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Формально, по букве закона, проводя закупки, заказчик имеет право, но не обязанность установить запрет на участие в закупках компаний, занесенных в РНП, однако на практике такой запрет содержится в документации едва ли не в 100% закупок.

В 2020 году возник законодательный прецедент. До него ФАС устанавливала, что отсутствие БГ поставщика в реестре банковских гарантий является основанием для признания нарушений со стороны участника, который, соответственно, подлежит занесению в РНП. Однако в 2020 году позиция контролирующих органов начала смещаться в пользу того, что поставщик не может нести ответственность за действия третьих лиц, к которым в данном случае относится банк. Чтобы ознакомиться с основаниями для вынесения такого решения, можно изучить Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30.10.2020 по делу № А83-636/2020.

Банковская гарантия в Финансовом супермаркете ЭТП ГПБ

Несмотря на кажущуюся сложность в обращении, банковская гарантия – один из самых популярных финансовых инструментов среди участников закупок. И Финансовый супермаркет сделал все, чтобы можно было получить ее максимально просто и не волноваться о том, что заказчик может ее не принять.

Банки-партнеры Финансового супермаркета ЭТП ГПБ не просто числятся в реестре тех банков, которые могут выступать гарантами. Это надежные, крупные банки, которым нет нужды включать в договоры «мелкий шрифт» или проходить по грани закона – все условия договоров банковских гарантий прозрачны и соответствуют действующему законодательству России.

Процесс получения банковской гарантии предельно прост – от вас потребуется только оставить заявку на сайте, и с вами свяжется менеджер Финансового супермаркета для подбора индивидуальных выгодных предложений и консультации по требующимся документам.

Наши специалисты знают все условия, выдвигаемые банками. Подавая заявку на банковскую гарантию через Финансовый супермаркет, вы не просто надеетесь на то, что вас не отсеет скоринг – наши специалисты работают даже с отказными ситуациями, с молодыми фирмами и с компаниями с неважной кредитной историей. 

Для оформления заявки на банковскую гарантию через Финансовый Супермаркет ЭТП ГПБ необходимо:

  1. Перейти на сайт Финансового Супермаркета ЭТП ГПБ;
  2. На главной странице сайта выбрать раздел «Банковская гарантия»;
  3. Перейти на страницу услуги «Банковская гарантия»;
  4. Заполнить экспресс-заявку:
    • выбрать категорию процедуры – 44-ФЗ, 223-ФЗ, 615-ПП, коммерческая гарантия (поставить галочку возле нужного варианта);
    • заполнить название организации-заявителя;
    • вписать ИНН организации;
    • указать ожидаемую сумма гарантии в соответствии с условиями тендера/контракта/аванса/гарантийных обязательств;
    • указать имя и фамилию ответственного лица, подающего заявку или лица для связи;
    • указать телефон и e-mail для обратной связи (в комментариях можно указать желаемое время и способ связи, другие важные моменты);
    • отметить галочкой согласие на обработку персональных данных, иначе наши эксперты-консультанты не смогут обработать заявку в соответствии с требованиями закона;
  5. Нажать кнопку «Отправить заявку».

Готово! Заявка отправлена, и вам остается только ответить на звонок от наших специалистов!

Поделиться в соц сетях